Реликвия Святой Крови в Брюгге
Heilig-Bloedbasiliek
Brugge
Описание
Фиал, содержащий сгустки крови сделан из горного хрусталя восточного происхождения, датируется XI или XII веком. Длина его – 16 сантиметров, а максимальная толщина составляет 2,8 сантиметра. Фиал помещён в стеклянный контейнер, декорированный золотыми венцами, которые в свою очередь украшены двумя ангелами. На нем висит рамка с надписью «MCCC LXXX VIII die III maii» (3 мая 1388 года).
Первое упоминание
Практически ничего неизвестно про историю происхождения реликвии Святой Крови, до того как она была доставлена в Брюгге. Не существует подлинных исторических источников, есть только старые легенды. Главный вопрос: Каким образом Кровь Христа попала в некий сосуд и сохранилась там? Нет ответа и в Евангелии. Там описано, как тело Христа сняли с креста, бальзамировали и положили в новый гроб, принадлежащий Иосифу из Аримафеи, который был влиятельным евреем и одним из учеников Иисуса (Евангелие от Иоанна 19, 40). Согласно еврейскому обычаю, тело обмывают перед бальзамированием, но ни один из евангелистов не упомянул о том, что сохранилась кровь Христа. Стечение обстоятельств описанное в апокрифическом Евангелии так ярко отражают рвение и преданность первых учеников, что невозможно даже усомниться в исторической достоверности.
Анализ этих документов, а также веры учеников был проведен и обобщён епископом из Линкольна в 1274 году: «После смерти Иисуса Иосиф Аримафеский смело попросил позаботиться о теле Спасителя. Представители власти оказали ему эту услугу, так как он находился в высоком положении в то время. Не смотря на протесты евреев, он снял тело Христа, которое было всё в крови и покрыто ранами. Затем он принялся очищать кровавые раны, руки и ноги, где гвозди оставили глубокие раны, из которых сочилась кровь Христа. Потом он положил тело во гроб и омыл его. Далее он собрал кровь, смешанную с водой в чистый сосуд, а кровь, сочившуюся из ран, он собрал в другой сосуд. Иосиф сохранил обе реликвии как драгоценное сокровище и передал их своим потомкам.»
Обычно кровью и мощами мучеников очень дорожили, и это указывает на то, в какой степени мощи, а особенно Святая Кровь Иисуса Христа была почитаема. В начале религиозных гонений эти реликвии должны были быть тщательно спрятаны. Позже были обнаружены единственные в своём экземпляре письменные источники, где упоминалась Святая Кровь. Например, греческий Месяцеслов, в котором повествуется о жизни отшельника Варипсава, который жил в 4 веке. В этом Месяцеслове также написано, что у Варипсава было несколько капель Святой Крови и он завещал её церкви Константинополя после своей смерти. Другие предания упоминают о том, что Герман, Патриарх Константинопольский в VIII веке хранил у себя эту реликвию со Святой Кровью.
И наконец, существует «Паноплия догматика» (греч. πανοπλία δογματική – история всех «ересей»), написанная Евфимием Зигабеном, византийским богословом и экзегетом. Он записал все «ереси» начиная от Симона Волхва до ислама, с их краткими опровержениями, заимствованными из трудов Отцов Церкви. Данная книга была написана в качестве опровержения точки зрения Богомилов, которые утверждали, что Иисус Христос физически не умер на кресте. Евфимий утверждал, что Иисус Христос на самом деле принял человеческое обличие, а мощи Его и Святая Кровь могут лечить больных. Всё это ясно доказывает, Господь был действительно казнён на кресте и страдал, а не пережил символическое распятие. Также в этих писаниях можно найти подтверждение того, что Святая Кровь на самом деле находилась в Константинополе в 1204 году, так как там есть запись о том, что латинский император послал эту реликвию в подарок своей дочери Жанне, графине Фландрской.
Как реликвия попала в Брюгге
Традиционное объяснение или версия первая
После первого крестового похода (1096-99 гг.), который был полностью успешным, Готфрид Бульонский принял титул Защитника Иерусалима. Другие малые государства, такие как Антиохия и Эдесса, также были заняты лидерами крестового похода, которые расположились в этих городах как короли.
После того как Сарацины захватили Эдессу в 1146 году, Тьерри Эльзасский, который был на то время графом Фландрским, естественно отправился на помощь своему зятю Болдуину III. Он собрал впечатляющую армию, в рядах которой были такие крестоносцы как король Франции Людовик VII и первый король Германии Конрад III. В отличие от первого, второй крестовый поход обернулся неудачей. На берегах Малой Азии, войско Людовика VII вынуждено было двигаться назад к берегу, так как ряды армии редели из-за голода и жажды. Неопытность и поспешно отданные приказы в результате привели к нескольким бесславным поражениям. Лишь немногим крестоносцам удалось добраться до Иерусалима, Тьерри Эльзасский был в их числе.
Большинство командиров вернулись домой, вследствие непрерывных ссор между собой. Едва оправившись от похода, Тьерри Эльзасский двинулся на Дамаск по просьбе Болдуина III. Однако, Сарацины, которые завистливо относились к победам Тьерри, организовали засаду и атаковали крестоносцев. После всех этих несчастий, Болдуин III, как говорят, в знак своей благодарности подарил Тьерри частицу Святой Крови, которая хранилась на то момент в Иерусалиме.
Тьеррри Эльзасский поручил монаху Леонтию из собора Святого Бертена охранять реликвию по дороге домой. Ослабленный и больной, Тьерри вернулся в свою столицу Брюгге и подарил реликвию Святой Крови своему народу (1150 год).
Исторический подход
или версия вторая
Изложенная выше история про походы Тьерри Эльзасского и про то, как реликвия попала в Брюгге, является традиционным, многовековым объяснением истории происхождения реликвии. Это обычная история, которая передавалась и поколения в поколение и была записана в летописях в 1380 году.
Однако до 1256 года упоминаний о реликвии в Брюгге не найдено. Даже в акте об основании часовни Святого Василия (1189 года), который составил сын Тьерри, Филипп Эльзасский, ничего не написано о реликвии Святой Крови. Исходя из такого положения дел, можно прийти к выводу, что на тот момент реликвии еще не было в Брюгге.
В летописях уделяется много внимания находкам других реликвий на Востоке, как например, части Креста. Тем не менее, единственное указание того, что реликвия действительно находилась в Брюгге на тот момент – это запись в списке реликвий 1150 года, хранящемся в Британской библиотеке,. Там отмечается, что реликвия находилась на хранении в императорском дворце в Константинополе. Отсюда следует, что реликвия была привезена в Брюгге не раньше XIII века.
Предположительно Болдуин X передал реликвию Святой Крови вместе с другими реликвиями своей дочери Жанне, графине Фландрской, после взятия Константинополя в 1204 году. В свою очередь Жанна пожертвовала реликвию Святой Крови городу Брюгге.
Хотя это объяснение выглядит правдоподобно, доказательства отсутствуют. Самая первая запись о том, что реликвия была в Брюгге в 1255 году, находится в юридическом документе 1270 года. В этом документе описывается дело 1256 года, в котором ответчик тщетно просил разрешения судей поклясться в своей невиновности над реликвией Святой Крови.
Кроме того, известно, что шествие с реликвией Святой Крови происходило ещё до 1291 года. В Уставе привратников имеется запись о том, что согласно правилам необходимо проводить ежегодное шествие 3 мая.
Также существует еще один важный документ, устав, изданный королём Франции Филиппом VI Красивым в провинции Западной Фландрии Ingelmunster в 1297 году, в котором он обязался защищать реликвию в случае нападения на Брюгге.
И наконец, в папской буле Licet от 1 июня 1310 года Климент V дарит индульгенцию всем участникам процессии и подтверждает, что в полдень каждую пятницу несколько капель крови падают из сгустков Святой Крови.
С тех пор феномен перехода крови в её жидкое состояние больше не наблюдался, кроме как в 1388 году, когда епископ Урбан VI поместил хрустальный фиал в новую коробку в форме цилиндра в золотой оправе.
На сегодняшний день существует две версии того, как реликвия оказалась в Брюгге. Первая основана на старых традициях устных преданий и зафиксирована в письменном виде в 1380 году. Вторая является результатом исторического анализа документов. Что касается происхождения реликвии, то возникает множество вопросов по поводу существования исторических доказательств подлинности данной реликвии.
Но не следует забывать самое главное в этой реликвии, а именно то, что эта реликвия прослужила народу, как символ жертвы Христа на протяжении веков и принесла радость и успокоение многим миллионам верующих. Уже один этот факт, безусловно, заставляет обратить внимание на важность этой реликвии, а не на кропотливый процесс поиска её происхождения.
Благородное братство Святой Крови
Начиная с XV века, почётный караул охраняет реликвию Святой Крови: Благородное братство, в состав которого входит тридцать человек, которые под покровительством декана обязуются защищать святыню и способствовать её продвижению среди верующих путём организации богослужения в её честь, а также проведения ежегодного шествия по улицам Брюгге.
Их торжественное одеяние состоит из черного платья и красной накидки с изображением пеликана. А декан в знак своей должности носит большие позолоченные серебряные цепочки.
Также существует еще одно братство, Благочестивое братство, которое также разделяет все духовные обязательства и охраняет реликвию Святой Крови.