Верхняя часовня базилики Святой Крови Брюгге
Heilig-Bloedbasiliek
Brugge
Первоначально верхняя часовня была построена в романском стиле и не отличалась размерами от нижней. Однако в XII веке был пристроен боковой неф капеллы Святого Креста. Далее в конце XV века это помещение в романском стиле было заменено на просторную готическую капеллу. Апсиду продлили до боковой стены городской ратуши, а изогнутые арки, которые располагаются между двумя проходами, сохранились ещё от первоначальной конструкции. Арочные окна были великолепно декорированы витражами, относящимися к 1483 и 1644 годам, их эскизы можно увидеть в музее. Две восточные башни, стоящие рядом также относятся к этому периоду времени.
Во время французской оккупации многие произведения искусства, находящиеся в часовне, были испорчены и не подлежат восстановлению. Хотя само здание также сильно пострадало, его удалось реставрировать. В то время думали, что часовню постигнет участь соседнего собора, который был полностью разрушен в 1798 году. Однако, как говорят, сам Наполеон остановил вандализм, происходящий в то время на территории церкви. Руины церкви напомнили ему, его африканские походы.
Частично разрушенные витражи были проданы неизвестному дилеру антиквариата по цене 14 франков за одно окно. Тот в свою очередь экспортировал их английской фирме, которая продала их стекольщику J.C. Hampp. Затем эти витражи использовали для декора интерьера частной часовни. Когда же в 1910 году здание этой часовни было снесено, витражи отправили в Нью-Йорк на выставку. Однако после этого музей Альберта и Виктории выкупил витражи, некоторые из них выставлены в музее базилики и сегодня. Придворный художник, мастер стекольных дел J.F. Pluys получил заказ на реставрацию этих витражей в 1843-48 годах, он легко восстановил старые конструкции и завершил серию витражей путём добавления двух витражей собственного изготовления.
На витражах, сделанных художником, изображены эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла, а также императрица Мария-Тереза с её мужем Франциском I.
В XIX веке был немного реставрирован интерьер часовни. Стены кофессионалов были расписаны по проекту художника Вильяма Бренгвина (William Brangwyn) и архитектора Томаса Харпера Кинга (Thomas Harper King). Свод часовни был заменён на элегантный потолок из разноцветного дерева в 1903 году. Фрэнсис Коппейанс (Francis Coppejans) является автором большой настенной росписи за алтарём, законченной в 1905 году. Престол для дарохранительницы был изготовлен в часовне Святого Креста по дизайну Бренгвина. А сама часовня Святого Креста была обновлена в 1934 году, ее стены перекрасил декоратор Линтоут (Linthout).
13 февраля 1967 года бомба подложенная у входа Дворца правосудия (в настоящее время это офис туристического агентства), в значительной степени повредила витражи, которые позднее были отреставрированы Ги де Лоддером (Guy de Lodder).
Фото 360º вы можете им управлять, приближать и удалять детали
Базилика Святой Крови в Брюгге. Верхняя часть #theta360 - Spherical Image - RICOH THETA
Витражи
Витражи XIX века заслуживают детального рассмотрения. Они начинаются с галереи суверенов, где находится ряд витражей, на которых изображены правители с 1384 года по 1780 год. Первое окно находится с правой стороны от стула ближайшего к кафедре.
- Филипп Смелый (Philip the Bold) и Маргарита Мальская (Margaret of Male) (1384-1404 гг.)
- Луис Мальский, последний граф Фландрии выдал свою дочь замуж за герцога Бургундского, сына короля Франции, в надежде приобрести поддержку сильного союзника.
- Жан Бесстрашный (John the Fearless) и Маргарита Баварская (Margaret of Bavaria) (1405-1419 гг.) Жан был старшим из сыновей Филиппа Смелого. Он получил своё прозвище после того как отличился храбростью во время похода на турок.
- Филипп Добрый (Philip the Good) и Изабелла Португальская (Isabel of Portugal) (1419-67 гг.) По случаю своего второго брака Филипп учредил орден Золотого руна. Он, как и все его преемники, носил орденскую цепь.
- Карл Смелый (Charles the Bold) и Изабелла де Бурбон (Isabel of Bourbon) (1467-77 гг.) Вероятно, самый известный из герцогов Бургундии. Таковым он стал из за его любви к искусству и всякого рода представлениям. Карл отпраздновал свой третий брак с Маргаритой Йоркской в 1468 году со всей помпезностью, которую мог себе позволить Бургундский герцог того времени. Максимилиан III Австрийский (Maximilian of Austria) и Мария Буругндская (Mary of Burgundy) (1477-1482 гг.) Мария умерла в возрасте 26 лет в результате несчастного случая во время выезда на охоту 27 марта 1482 года. Её обычно изображают с соколом в руке. Народ ополчился против Максимилиана, его заперли на некоторое время в резиденции Краненбург, которая находился на рыночной площади. А его доверенный слуга и виночерпий Пётр Лангхалс (Peter Lanchals) был казнён разьярённой толпой.
- Филипп VI Красивый (Philip the Fair) и Иоанна Безумная, королева Кастилии (Johanna of Castile) (1482-1506) Брак Филиппа с испанской принцессой стал основой создания государства Габсбургов, у них родился сын Карл V.
- Карл V (Charles V) и Изабелла Португальская (Isabel of Portugal) (1506-90 гг.) Этот правитель, рождённый в Генте, создал свою свою самую большую и процветающую, со времён открытия Нового Света, империю.
- Мария-Тереза (Maria-Theresa) и Франц I (Francis I) (1740-90 гг.) С этим австрийским правителем закончилась эпоха старого режима. Фландрия последовательно была под управлением Франции, Испании, Австрии, снова Франции, после Французской революции1789 года Голландии, пока не стала Королевством Бельгия в 1830 году.
- Эрцгерцог Альберт (Archduke Albert) и герцогиня Изабелла (Archduchess Isabel) (1598-1621 гг.)
Изабелла вернула на земли былой Фландрии мир и спокойствие, после кровавых религиозный войн во время правления герцога Альба.
Как это часто случается во время описания исторических событий, последние два витража были перепутаны. Мария-Тереза и Франц I долны быть последними в этой серии.
Большое окно позади относится к 1856 году. Изображённые на нём сцены: сверху, Гефсимания, бичевание, распятие, положение во гроб; снизу, передача реликвии королём Иерусалима Тьерри Эльзасскому, и передача реликвии настоятелем собора святого Бертена капеллану на фоне романской часовни Василия Блаженного. Слева и справа статуи Тьерри Эльзасского и его жены Сибиллы Анжу стоят в окружении гербов членов Братства и их жён (1856 год).
Крупное окно в задней части придела датируется 1865 годом, а в 1934 году оно было переделано. На нём изображены святые Иосиф и Иоанн в окружении гербов членов Братства и их жён. Слева от дароносицы располагается окно меньшего размера, на котором изображены святая Вероника и сотник Лонгин. Сцены в нижней части окна относятся к событиям 1578 и 1797 годов, когда реликвию прятали во время восстаний. Справа от дароносицы находится окно, на котором изображены Святой Карл Борромео и святая Елена. В нижней части записаны два события: епископ И. Б. Малу представляет декану буллу, посвящённую юбилею 700-летия с того дня, как реликвия была передана в Брюгге, в 1819 году; и служба реликвии Святой Крови, восстановленная в 1819 году бароном Кроссером (Mayor Baron de Croeser).
Интерьер
Вернёмся к часовне, где помещение хора освещено витражными окнами суверенов. Неоготический алтарь был изготовлен скульптором Аббелосом (Abbeloos) по эскизам Джона Бетюна (John Bethune), в 1858 году. Большая роспись была сделана в начале понтификата Пия X (1903-14 гг.), чей герб можно увидеть по центру рамки. Также здесь можно найти гербы Иерусалима, Фландрии, Бельгии, епископа Монсеньора Вафелаерта (G.J. Waffelaert, 1895-1931) и Брюгге.
На фреске изображена тайна Креста, где Христос пролил Свою кровь. Пять ангелов ловят капли крови в блюдца. Два других ангела держат плеть и копьё. Бог Отец принимает жертву Сына Своего, держа двумя руками Крест. Святой Дух благословляет этот идеальный дар. На заднем плане видны города Вифлеем и Иерусалим. А на переднем плане изображены двенадцать пасущихся овец. Они утоляют жажду текущей с креста водой, источником божественной благодати.
На исторической фреске ниже изображена сцена переноса реликвии в Брюгге: слева, Тьерри Эльзасский принимает реликвию из рук Патриарха и короля Иерусалима; справа, граф Тьерри преклоняет колени пред графиней Сибилой, его руки протянуты над реликвией в сторону капеллана, похожего на Луи Ван Хеке (Louis Van Haecke), который был капелланом в период с 1884 по 1912 года.
На боковом фризе можно увидеть традиционные символы четырёх евангелистов. Декорации типичные для базилики украшают обе стороны алтаря: tintinnabulum – небольшой колокол, используемый для процессий, и canopeum – солнцезащитный экран в виде зонтика из жёлтого и красного шёлка (эти цвета раньше были цветами одеяния Папы).
Изготовленный для церемоний причастия алтарь декорирован рельефом по алебастру и относится к началу XVII века. Данный рельеф изображает сцену Тайной Вечери.
Большая серебряная ярко-красная масляная лампа со Святыми Дарами датирована 1740 годом. Другая серебряная алтарная лампа, относящаяся к 1736 году, висит напротив ковчега.
Кафедра, изготовленная Генри Пулинксом (Henry Pulinckx) в 1728 году, напоминает по форме шар. Такая форма, видимо, связана со словами писания: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие каждой твари, живущей на Земле» (Мк. 16, 15). Деревянный бюст Христа находится над декой, которая украшена изображением голубя – символом Святого Духа.
Рядом с кафедрой есть медная доска в память о возведении часовни в ранг базилики в 1923 году. Текс гласит: по просьбе Монсеньора Вафелаерта (Mgr Waffelaert), который был епископом Брюгге в течение 28 лет, по милости Папы Пия XI, я была повышена до звания равного базилике и получила привилегии равные тем, которые есть у базилик Рима, 13 апреля 1923 года. Прибавляя новую славу поклонения Святой Крови, так как у меня находится реликвия Святой Крови. Эта гравюра на меди увековечивает благодарность за получение звания базилики, при помощи Благородного Братства и Декана Жан-Батиста Коппитерса (Dean Jean-Baptiste Coppieters).
Дубовые перила для мессы принадлежали Доминиканским монахиням из Engelendale, которые были изгнаны из своего монастыря на улице Jacobijnessenstraat 26 июня 1783 года. На перилах находятся 4 резных медальона, изображающих слева на право Доминиканских святых: Екатерину Сиенскую, Фому Аквинского, Доминика и Розу Лимскую.
В 1752 году был завершён алтарь из белого мрамора, над которым работал Лоран де Дельво Нивель (Laurent Delvaux de Nivelles) по эскизам Генри Пулинкса (Henry Pulinckx). Декор в виде двух ангелов изготовлен Питером Пеперсом (Peter Pepers). Ранее этот алтарь находился в часовне Альянса малых городов близ Брюгге, но его переместили сюда в качестве высокого алтаря в 1824 году. Позднее в 1858 году этот алтарь перенесли в боковой проход, а на его месте поставили новый неоготический высокий алтарь, изготовленный мастером Абелосом (Abbeloos).
Серебряная рака, Распятие и Крест изготовлены серебряных дел мастером Ryelandt, и были размещены в часовне между 1770-1773 годами. На серебряном кресте выгравированы инициалы CB (Charles Benninck). Вокруг Распятия располагаются символы евангелистов: орёл (Иоанн), ангел (Матфей), бык (Лука), лев (Марк). Орудия Страстей господних украшают двери раки.
Справа от дароносицы есть деревянный полихромный алтарь, работы братьев Рено (Reno) и Ипполита Фонтейна (Hippolite Fonteyn) (1907-1908 гг.). Сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении святых из Западной Фландрии: Арнольд, Тилло, Ачас из Torhout (Achas of Torhout), Иоанн Вастенский (John of Waasten), Гаремберт (Garembert), Карл Добрый, Вальтер из Брюгге, Годелива (Godelieve) и Идесбальд (Idesbald).
Справа от барочного алтаря висит восхитительная картина Якоба Ван Оста, изображающая Снятие с Креста и Иосифа Аримафейского, омывающего тело Христа (1649 год). С двух сторон алтаря располагаются две небольшие картины 19 века из A. Cels в Антверпене, изображающие Марию и Иоанна.
В задней части часовни можно найти список епископов Брюгге в хронологическом порядке с 1562 года по 1794 год, список изготовлен Яном Гаремином (Jan Garemyn). Позднее этот список пополняли вплоть до 1985 года. Напротив дарохранительницы, высоко над тремя арками, можно найти три больших картины:
– Рождение Христа, написанная Теодором Ван Лоном (Theodoor van Loon) в XVII веке;
– Положение во гроб, автор – Гаспар де Краер (Gaspard de Crayer), 1582-1669 гг. (на этой картине изображён ангел, показывающий реликвию Святой Крови);
– мученичество святого Власия, художник S.R. Tuerner, XVII век.
Слева от исповедальных окон есть картина, представляющая мощи Иоанна Берблока (John Beerblock), (1739-1806 гг.). Рядом с этой картиной находится современная икона святого Василия, написанная немецким иезуитом Эгоном Сендлером (Egon Sendler) в 1982 году. И наконец здесь находится 14 изображений страстей господних, подписанные Джоном Энтони в 1921 году (John Anthony).