Музей Базилики Святой Крови в Брюгге
Heilig-Bloedbasiliek
Brugge
Музей находится перед входом в часовню, справа от него. Множество интересных экспонатов выставленых в этом музее связаны с богатой историей часовни и реликвии Святой Крови.
Реликвия Святой Крови
Несомненно, эта святыня сама по себе, является ценнейшим экспонатом музея, но не менее интересно ее обрамление. Основание ларца, в котором находится реликвия, украшен гербами тридцати одного члена “Благородного братства”, и декорированно щитом с датой 1617. Оно было изготовлено художником Джонном Краббе (John Crabbe). Поскольку его предшественник, бывший ларец был уничтожен во время иконоборческих беспорядков в XVI веке, начали сбор средств на его восстановление. “Благородное братство”, городской совет и простые люди собирали пожертвования настолько успешно, что на собранные средства смогли купить 25 кг золота и серебра и около 100 драгоценных камней.
Новый гексагольный ларец изготовленный для хранения реликвии, украшен эмалевыми дощечками с гербами Фландрии, Альберта и Изабеллы, Тьерри Эльзасского и города Брюгге.
Считается, что большой драгоценный камень украшающий ларец, так называемый чёрный бриллиант, был подарен Марией Тюдор, королевой Англии и Ирландии. Предполагается, что этот бриллиант принадлежал когда-то Карлу Смелому. После того как швейцарцы одержали победу над бургундским войском в битве при Грансоне в 1476 году, они забрали все драгоценности, а затем продали их крупнейшему купеческому дому Германии, баронам Фуггерам. Те в свою очередь разделили коллекцию на более мелкие части и распродали европейским монархам. В последствии, Генрих VIII приобрел бриллиант, который он позднее отдал своей дочери Марии. На крышке ларца под куполом висит золотая корона, которая, по-видимому, была частью герба Марии Тюдор. В верхней части ларца стоят золотые статуэтки, изображающие Христа Спасителя, Марию, Святого Донациана, Святого Василия и пеликана – символическое изображение Иисуса Христа. Две камеи вместе с другими драгоценными камнями на фронтоне ларца были добавлены в XIX веке.
Раз в год, в день праздника Вознесения, ларец и реликвию проносят по улицам Брюгге при участии настоятеля и прелатов церкви. Такая честь, так же, однажды выпала Папе Иоанну Павлу II 3 мая 1973 года, когда он был ещё кардиналом.
Во времена смут и войн реликвию и ларец тщательно прятали. А в начале Французской оккупации святыня была отправлена в Амстердам. Во время французской революции святыня была буквально украдена из-под носа революционеров и вывезена. С началом Первой мировой войны в августе 1914 года святыня была спрятана в доме художника из Брюгге Мишеля д’Ондта. А во время Второй мировой войны она была спрятана в песке в подвальном помещении часовни.
Картины
По обе стороны от ларца располагаются две панели с подписью Петера Пурбуса (P. POERBUS FAC.1556), на которых изображены члены Братства. На левой панели: Перез де Мальвенда (Perez de Malvenda), Иаков Деспарс (Jacob Despars) и Паскаль де Пап (Pascal De Paepe), булавоносец братства.
На правой панели: Семь серебряных гербов с рисунком трех лодок на них представлена семья Де Будт (De Boodt) один из братьев смотрит на зрителей. На некоторых гербах есть изображение ракушки морского гребешка, что значит, владелец герба совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостелла.
Самая древняя картина датируется 1480 годом, это левая панель Мастера легенды Святой Варвары: последнее произведение искусства, изготовленное этим представителем школы Фрамандских примитивистов.
Фламандские примитивисты отличались от других художников XV века тем, что ввели в искусство живописи новую технику. В конце XIX века учёные во главе с великим немецким профессором Максом Фридлендером (Max Friedlander) с помощью сравнительного исследование и изучения старых архивов и записей попытались определить, кем были эти практически совершенно неизвестные художники. Однако среди картин фламандских примитивистов существуют образцы, которые можно объединить в отдельные группы и отнести к одному и тому же художнику посредством сравнения. Из-за того, что картины не были подписаны, таких авторов называли по названиям их самых типичных работ, либо по месту, где картина хранилась. Таким образом, появились такие имена: Мастер легенды о Святой Варваре, Мастер легенды о Святой Люсии, Мастер Святой Крови и т. д. Картина, о которой идёт сейчас речь, была написана автором, который был назван мастером легенды Святой Варвары, популяризировавшем легенду о святой Варваре.
Сюжет это легенды отображают две картины, одна из которых хранится в Музее, а вторая в Музее Изобразительных Искусств в Брюсселе.
Фото 360º вы можете им управлять, приближать и удалять детали
Музей Базилики Святой Крови в Брюгге. #theta360 - Spherical Image - RICOH THETA
Согласно легенде, Диоскор, языческий сатрап, живший в IV веке в Персии, надеялся на выгодный брак для своей дочери. Он решил заключить свою дочь Варвару в тюремной башне, чтобы оградить её от любого влияния христианской религии. (Эта сцена изображена на картине слева). Позднее эта башня стала традиционным атрибутом Святой Варвары. На переднем плане изображена сцена, где жених преклонил колени перед Диоскором, чтобы попросить руки его дочери. Далее жених просит руки у самой Варвары через башенное окно, однако безрезультатно. Диоскор в конце концов уезжает от своей дочери так и не получив от неё согласия на языческий брак.
В Брюсселе находится продолжение этой картины, центральная панель: Крещение святой Варвары, её мученичество и смерть в 306 году во время правления императора Максима Даза. Столь же большую ценность имеют два анонимных триптиха изображающие смерть Христа. На левом триптихе изображены Мария, Иоанн, Мария-Магдалена, Иосиф Аримафейский и Никодим, оплакивающие убиенного Иисуса. Этот триптих приписывают Мастеру Святой Крови. Недавно триптих немного обновили, оставив цвета этогй великолепной картины свежими и светлыми.
Рядом с этим триптихом располагается еще одна панель анонимного художника, представляющая Распятие с типичными фигурами святого Иоанна в красном и Девы-Марии в голубом.
Второй триптих, изображающий Распятие показывает Христа несущего крест, сцену удара копьём и воскресение. Цвета здесь гораздо более яркие, персонажи облачены в восточном стиле. Наибольший интерес представляет собой панель XVI века, боле примитивная нежели другие, изображающая некоторые сцены из Евангелия – Сретение, Младенец Иисус во храме, триумфальный въезд в Иерусалим, Распятие, а в верхней части ряда святых прославляют Святую Троицу. Здесь можно узнать таких персонажей, как святая Варвара, святая Екатерина, святая Агнесса, святой Франциск Ассизский, Георгий и Мартин, каждый держит атрибут своего мученичества. По неизвестным причинам верхняя часть панели отсутствует. Судя по всему, на ней должны бы были быть изображены евангелисты Иоанн и Матвей, так как вторая верхняя часть содержит двух других евангелистов: святого Луку (изображение быка в верхнем правом углу) и святого Марка (изображение льва в верхнем левом углу).
На картине XVI века Франсуа Франкена (Frangois Francken) на переднем плане изображено поразительное количество людей, что возможно объясняет необычные размеры крестов.
Над камином висит копия картины Антона Ван Дейка (Antony Van Dyck) “Поклонение волхвов”.
И наконец, одна из недавних работ художника из Брюгге Жозефа Бенуа Сюве (Joseph Suvee, 1743-1807), круглый портрет Гертруды де Пеличи (Gertrude de Pelichy).
Во время Французской оккупации многие набожные люди прятали у себя реликвии, либо ценные вещи из церкви, которые теперь собраны в галерее Зильверпанд.
Мадельоны
Шесть медальонов из резного дуба, изготовленные Генри Пулинком (Henry Pulinckx) в 1728 году, ранее украшавшие окна конфессионалов верней часовни. Следующие сцены изображены слева на право:
- – Сретение;
- – Удары плетью;
- – Терновый венец;
- – Снятие с креста;
- – Положение во гроб;
- – Воскресение;
Шпалеры
Шпалера, размером 2,60 на 5,30 метров, датиравана 1637 годом. Литера «B», написанная готическим шрифтом, а также челнок с правой стороны, означает, что она была изготовлена в Brugge. Буквы «IDR» являются инициалами ткача Джона Де Рудере (John De Ruddere). Шпалеры такого рода были рассчитаны на большие стены холодных домов патрициев. Принимая во внимание, что опытный ткач может изготавливать только один квадратный метр целый год, то можно легко понять, насколько ценными они были.
Эта шпалера висела в монастыре Святого Августина при аббатстве Eechoute, разрушенном, во время Великой французской революции. На ней изображена сцена переноса тела святого Августина в Павию, королём Luitprand, о чём гласит надпись в нижней части шпалеры: Augustini corpus ex Africa in Sardinian! delatum a Luitpranda rege nudis pedibus Tricinum transfertur (тело святого Августина, привезённое из Африки в Сардинию, принесено в Павию босоногим королём Luitprand).
Изображения двух святых, с гербами аббатства Святого Августина и настоятеля Николая Рустенбергского находящиеся в боковых нишах это изображения святого Фригдиания, еписка из Лукки, и святого Геркулания, епископа из Лаперузы. На заднем плане можно увидеть порт и очертания средневекового города с монастырем Eechoute, с башней собора Спасителя, церковью Богоматери и ее колокольней. Как и подобает произведениям, созданным в Брюгге, на них изображен местный, а не итальянский ландшафт.
Витрина над гобеленом
Здесь располагается книга с изображениями одеяний членов Братства – Parurenboek, но это не оригинал, а его репродукция, которая даёт полное о их внешнем виде. Созданная в 1518 году и дополненная в 1759 году Иоанном Стилантом (John of Steelant), книга содержит описание моделей одежд, которые носили на протяжении веков члены Братства. Иллюстрация первого платья относится к 1449 году, когда Братство было организовано. Крой и цвет платьев постоянно изменялись. Единственное, что осталось неизменным – это вышивка с изображением пеликана. Более того, этот манускрипт содержит книгу процессий XV века, сделанную наполовину из пергамента, наполовину из бумаги, а также миниатюры, которые не выставляют на витрине. В ней также содержатся псалмы, которые пелись на разных этапах шествия.
В центре витрины, находится большая позолоченная цепь из меди, декорированная эмалью, которая по сей день является частью облачения декана братсва. Цепь на витрине была изготовлена на заказ в доме Бурдон в Генте в 1907 году.
Рядом находится свинцовый контейнер с поврежденным ковчегом. Именно в этом контейнере Перез Де Мальведа (Perez de Malvenda) поместил реликвию Святой Крови, и спрятал контейнер в его саду во время иконоборческого восстания в период с 1578 по 1584 год. Церковные таблички относятся к XIX веку (F De Pape 1868).
Серебряный шестиугольный ларец стоит между двух красных риз (1500 год), его пожертвовали эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла в 1611 году. Однако крышка ларца датируется 1715-16 гг., а шесть топазов в центре золотой розы относятся к 1890 году.
Также здесь можно увидеть епископский кувшин с чашей и подсвечник из кованого серебра, два церковных изображения в серебряной оправе и позолоченные серебряные чаши XVII века.
Золотая брошь, декорированная драгоценными камнями, завершает композицию этой витрины.
Центральная витрина
На этой витрине выставлены различные предметы, например, позолоченная книга посетителей с росписями выдающихся верующих. Эта книга лежит открытая на станице, где написано имя Альберта I, бельгийского короля и почётного декана братства. В витрине также есть памятные медали, отчеканенные по случаю юбилеев членов Братства. Рядом с ними – три барельефа, вырезанных по меди в 1530 году, они некогда служили украшением алтаря. Также здесь находится портрет Луи ван Хеке (Louis van Haecke), автора книги о Святой Крови в Брюгге.
Молитвенник, напечатанный в доме Plantin в Антверпене, свидетельствует о настоящем таланте одного из первопечатников. Изображение серебряного указательного пальца использовалось для обозначения «incipit» (начало) религиозных текстов во время мессы.
Также, около этой витрины находится один из больших рогов (их всего четыре), ранее использовавшийся, чтобы возвещать о проклятии убийц Карла Доброго с четырёх сторон Бурга каждый год 2 марта, в годовщину его смерти.
По одной из версий Карл Добрый погиб в основном из-за того, что проповедовал справедливость и защищал бедных людей. Именно поэтому его часто изображают с кошельком в руке и несколькими монетами, показывая, что он всегда был готов протянуть руку помощи.
По другую сторону витрины лежат сохранившиеся гербы гильдии каменщиков, в виде рельефа по алебастру (XVII век), на них изображены церемония омовения ног, а также письмо от самого Папы Льва XIII от 8 мая 1894 года, приуроченное к пятидесятилетию со дня назначения его на должность почётного декана. Такую должность он получил в результате своего участия в ежегодном шествии в качестве папского нунция. Также здесь можно найти краткое благодарственное письмо.
Рисунки на витражах
Практически ничего неизвестно о фрагментах инкрустированных витражей XVI века, сверху от витрины. Можно только узнать некоторых святых на этих фрагментах, как то: святая Варвара и её башня, святой Андрей Первозванный, святая Екатерина. Также на них можно рассмотреть сцены воскресения, и положение во гроб.
Миниатюры на витражах изображают исторические личности, которые правили на землях Фландрии, начиная с Филиппа Храброго, герцога Бургундского и его жены Маргариты Мальской заканчивая Карлом V.
Самое большое витражное окно 1541 года, которое было повреждено в 1797 году, ранее представляло изображение сцены снятия с креста. На нём были изображены гербы 31 члена Братства 1541 года. Однако в 1856 году это окно было заменено витражом, изображающим сцены Страстей господних и прибытия реликвии Святой Крови в Брюгге.
Другие экспонаты
‘Pareerkeers’ – декоративный подсвечник XIX века, который использовали во время шествий. На центральной сцене изображено, как Тьерри Эльзасский принимает реликвию от патриарха Иерусалима.
Кружева (1684 год) – кружева из Брюгге с изображением реликвии Святой Крови.
Макеты
На этих макетах показано расположение боковой стены романской часовни, перед продолжением часовни святого Айвса.