Базилика Святой Крови Брюгге
Heilig-Bloedbasiliek
Brugge
В исторических документах видно, что в первой половине XII века, граф Фландрии Тьерри Эльзасский владел двойной часовней, построенной в Брюгге на стороне площади Бург. Двухуровневые церкви были обычны для того времени. По традиции винтовая лестница обеспечивала проход на верхний этаж, где изначально располагалась галерея или площадка, с которой открывался отличный вид на неф церкви. Эту привилегированную позицию занимали аристократы, а на нижнем этаже было место для простых людей. Именно это, послужило причиной разделения церкви на две части.
Тьерри, граф Эльзасcкий посвятил эту часовню святому Василию Великому, знаменитому греческому святому IV века. Источником вдохновения для такого решения, послужили мощи святого, привезенные в подарок Робертом II Фландрским, из Иерусалима. И только после обретения реликвии Святой Крови, церковь была переименована. Граф Дидерик и его сын Филипп Эльзасский использовали церковь, когда жили в соседнем здании замка, известного как Steen, к востоку от площади. Позднее, после того как граф переехал в замок Мале, резиденция в которой проживал граф Тьерри, стала городской тюрьмой,. В 1280 году тогдашняя тюрьма Het Ghyselhuys – «дом заключённых» стала местом собраний мэров и городских старейшин, теперь там расположена ратуша.
Для упрощения, текст ниже будет относится только к часовне Святой Крови (к нижней и верхней частям соответственно). Термин базилика использоваться не будет, так как это название было дано сравнительно недавно, в 1923 году.
Нижняя часть церкви: произведения искусства и история
В отличие от верхней часовни, нижняя сохранила свою романскую структуру. Она состоит из трёх нефов одинаковой высоты, которые создают ровную поверхность, на которой располагается верхняя часовня. Стены сделаны из местного камня, а сводчатый потолок, колонны и оконные ниши сделаны из вулканического известняка, привезённого из региона Эйфель.
Главный неф отделён от боковых нефов четырьмя громоздкими столпами, в основе которых местный камень и песчаник из города Турне. Он построен таким образом, чтобы полностью охватить хор. Апсида вмещает в себя центральное окно, перед которым располагается позолоченный деревянный пеликан.
Фото 360º вы можете им управлять, приближать и удалять детали
Базилика Святой Крови в Брюгге. #theta360 - Spherical Image - RICOH THETA
Древняя легенда гласит, что эта птица специально себя ранила, чтобы своей кровью накормить своих птенцов. Эта легенда была вдохновением для символа Иисуса Христа, который ради спасения человечества пролил Свою кровь.
Во время реставрационных работ в нижней часовне, (1895-1896 гг. – дата выгравирована на полу) копии оригинальных романских капителей были использованы для замены более поздних капителей в стиле Ренессанс на колоннах с каждой стороны хора. Также были убраны десять полихромных готических скульптур, которые были установлены гильдией каменщиков. Старая штукатурка была заменена.
Строгая отделка интерьера прекрасно гармонирует с массивной архитектурой. Маленькие, похожие на бойницы окна и массивные колонны – всё это является неотъемлемой частью этой особой атмосферы, присущей романской архитектуре. Тишина и интимное мерцание нескольких свечей, дающих приглушенный свет, очаровывает всех.
Присутствие реликвии Святой Крови стало причиной возросшей популярности этой часовни в Брюгге, и вскоре она оказалась слишком мала. Возможно, это было в XIII веке, когда часовню расширили и добавили часовню Святого Креста, где в настоящее время хранится реликвия. Затем были внесены изменения в интерьер нижней часовни.
В двух пристроенных приделах можно найти глубоко почитаемую статую “Иисуса на Холодном Камне” или Ecce Homo «се, Человек», а также репрезентацию Христа во Гробу (1702 г.) из Иерусалимской церкви в Брюгге. Эти две скульптуры несут во время процессии Святой Крови.
Практически ничего не известно о двух скульптурах, встроенных в стену, символизирующих крест и две урны. Не смотря на то, что выглядят они древними, они относятся к XIX веку, когда их, судя по всему, изготовили масоны во время реставрации часовни. Некоторые полагают, что урны являются своего рода намёком на Святой Грааль (чаша Тайной Вечери или чаша, в которую Иосиф Аримафейский налил кровь Христа). Эта теория подтверждается еще и тем, что в Брюгге хранится кровь Христа и находится репрезентация Грааля.
Кроме того, Филлип Фландрский (1169-1188 гг.) был покровителем первого и самого известного средневекового романиста Кретьена де Труа, автора роман о Персивале или повесть о Святом Граале.
Над статуей Христа можно увидеть некоторые оставшиеся фрагменты от полихромии, в которой узнаётся образ Марии, Младенца Иисуса и рука Христа.
В результате изменений во время реставрационных работ, главный вход потерял свою функцию, теперь он используется для соединения часовни и пристройки. Над входом находится тимпан из камня города Турне XII века, изображающий крещение Святого Василия Блаженного. Долгое время считалось, что это изображение крещения Христа, однако фигура облачена в епитрахиль и митру, традиционные атрибуты епископа. Согласно древним текстам, Святой Василий действительно был крещён епископом. Эта сцена является великолепным примером романской скульптуры.
Как и во многих других церквях того времени, нижняя базилика использовалась для богослужений несколькими гильдиями. Гильдии каменщиков и каменотесов было позволено использовать главный неф в XV веке. А в задней части часовни под деревянным люком находится могила, которая декорирована великолепными фресками, однако сейчас декор находится в плачевном состоянии.
Рядом с могилой лежит большой синий надгробный камень одного из архитекторов колокольни, его имя Jan van Audenaerde,.