Сокровищница Собора в Брюгге I

Проход

При входе в коридор виден ряд интересных фламандских картин датированных начиная с 1400 года и до середины XVI века.

Распятие со святой Екатериной и святой Варварой

Распятие со Святой Екатериной и Святой Варварой

Доска “Распятие со святой Екатериной и святой Варварой”, которое датируется примерно 1400 годом, автор неизвестен, возможно, из Брюгге. Это очень редкий алтарь с оригинальной откидной задней крышкой, – на которой изображено небо, усыпанное звездами – вероятно, по заказу гильдии кожевников Брюгге.

Это прекрасный пример нидерландской живописи до Яна ван Эйка: золотой фон с декором; пропорции перспективы нарушены; нединамичное изображение фигур. Две компактные группы фигур располагаются под крестом: Богородица, Иоанн Богослов и жёны-мироносицы; сотник Никодим, первосвященник и некоторые другие фигуры. По бокам в маленьких зданиях можно увидеть известных святых: святую Екатерину слева с мечом и колесом, а также, у ее ног императора Максенция; справа святая Варвара с башней и пальмовой ветвью.

Иисус на кресте с Марией и донатором

Иисус на кресте с Марией и донатором“Иисус на кресте с Марией и донатором”, панель, ок. 1430 года, неизвестный автор, Южные Нидерланды.

Эта доска относится к живописи школы в Турне . Здесь также присутствуют признаки архаичности: усыпанное звездами небо, золотой фон, непропорциональный, как бы поднимающийся, пол и ленты с надписями. Фигуры уже изображены реалистичными. Ангелы, держащие инструменты Страстей Христовых, окружают распятого Христа. Ангел над Марией держит корону. Неизвестный донатор представлен молящимся.

Мученичество Святого Ипполита

Мученичество Святого Иполита

Триптих “Мученичество Святого Ипполита” относится примерно к 1470-1474 гг.

Средняя и правая панели расписаны нидерландским живописцем Дирком Боутсом (Dirk Bouts, ок. 1420-1475 гг.), Левая панель – крупнейшим представителем ранненидерландской живописи Хуго ван дер Гусом (Hugo ven der Goes, ок. 1440-1482 гг.).

Сюжет рассказывает историю мученичества римского полководца Ипполита. Он был привязан за ноги и руки к лошадям и четвертован. Справа изображен император Декия со своими помощниками, облачённый в богатые парчовые одеяния, приказывающий убить Ипполита. Довольно интересен тот факт, что доноры этой работы изображены вместе на левой панели триптиха: Hyppolyte de Berthoz (†1502 г.) – он был слугой Карла Храброго, а позднее Маргариты Бургундской (дочери Карла Храброго) – и его жена Elisabeth van Keverwyck. Они оба одеты в традиционное бургундское одеяние второй половины XV века. После смерти Дирка Боутса, De Berthoz заказал у Хуго ван дер Гуса левую панель. Пейзаж проработан в трех частях. На внешних крышках изображены святые покровители доноров в серо-коричневых тонах. Позднее неизвестный художник добавил изображения святых покровителей сына доноров и их невестки (Карла и Маргарет).

“Великое поручение Христа в Храме”, триптих 1510-1511 гг., написанный  нидерландским художником, представителем Северного Возрождения Адрианом Изенбрантом (Adriaan Isenbrant, ок. 1480-1551 гг.). На центральной панели изображено Великое поручение. Мария несёт Младенца на руках и встречает пророка Симеона, который узнаёт Спасителя. На левой панели Иосиф входит во храм, в центре композиции пророчица Анна и сестра Августина молятся коленопреклоненными. На внешних створках – преклонившие колени стоят донаторы: адвокат Брюгге Filips Wieland (†1521 год) и его жена Johanna van Halewijn (†1510 год) с апостолами Филиппом и Иоанном соответственно. Их внучка Philippine de Gros унаследовала эту панель и как новый владелец пожелала добавить к произведению изображение сестры Августина.

“Несение Креста, Голгофа и Снятие с Креста”, панель, 1510-1520 гг., «Мастер из Брюгге изображения сцен Страстей Христовых». Эти три сцены изображены на одной панели в живописном декоре. Несомненно автор был вдохновлен работами Ганса Мемлинга, Хуго ван дер Гуса, Мастера Flemalle и его современника Альбрехта Дюрера. Не смотря ни на что, автор сумел гармонично соединить три сцены на одной панели.

“Мадонна на троне со святым Лукой и святым Элигием”, полотно, 1545 год, фламандский художник Ланселот Блондел (Lanceloot Blondeel). Эта работа представляет новый период в Возрождении, чему свидетельствует структура композиции. Элементы золотой архитектуры типичны для этого мастера из Брюгге. Арки, капители, декор из листьев аканта, медальоны, сплетения в виде листьев, цветов и зелени, путти – всё это, ближе к Итальянскому стилю. Художник изобразил Sacra Conversatio (лат.: Святое собеседование): святые на этой картине – Святой Лука с книгой, панелью и буллой, и святой Элигий, как епископ с посохом, седлом и молотом – в присутствии Марии на троне и Младенца. Святые были покровителями гильдии скульпторов и гильдии седельных мастеров (см. гербы, находящиеся ниже святых). Обе гильдии объединялись в гильдию художников. Это полотно, служило своего рода знаменем, которое находилось в часовне гильдии живописцев в Брюгге.

Продолжение