Одни из древнейших работ, изображающих историю происхождения собрания, находятся во входном помещении, все они были доставлены сюда из бывшего собора и церквей Брюгге.
Мемориальная плита принцессы Гунильды (Gunildis, †1087 год), на которой выгравирована надпись Кароли́нгским минускулом — один из типов средневекового письма с чёткими, свободно поставленными буквами латиницы. Будучи сестрой англосаксонского короля Гарольда – убитого Вильгельмом Завоевателем в битве при Гастингсе – она бежала из своей страны и нашла убежище в Брюгге. Благочестивая Гунильда передала Собору Св. Донациана кое-какие рукописи, свою корону, ювелирные украшения и другие драгоценности. Среди ценностей были, вероятно, “мантия” Святой Бригитты (примерно 6 век), шерстяные ткани и части посоха из слоновой кости и меди кельтского святого Мало, одного из основателей Бретани, первого епископа, в честь которого назван город Сен-Мало (6 век). Ранее этот посох был глубоко почитаем, его даже приносили в дома к больным.
Серебряная рака с мощами Св. Донациана, около 1700 года, естественно, относится к первому покровителю кафедрального собора епархии.
В конце 14 века Св. Донациан был епископом Реймса (Франция). Святого Донациана изображали в основном с колесом и пятью горящими свечами как атрибутами его мученичества.
Статуя Мария с Младенцем, ок. 1500 года, из позолоченной бронзы. Божия Матерь держит яблоко в руке, как символ победы над грехом.
По легенде, эта статуя была привезена из часовни близ мельницы в Zuienkerke (деревня недалеко от Брюгге).
Панель Снятие с Креста, конец XV века, является копией утерянной работы одного из самых влиятельных художников ранненидерландской живописи Рогира ван дер Вейдена (Rogier Van der Weyden).Несомненно работа ван дер Вейдена приглянулась фламандским мастерам и заморским купцам – существует более 150 копий данной картины, многие из которых хранятся в Брюгге.
Город до XVI века был одним из центров европейской торговли и многие произведения искусства: картины, гобелены и ювелирные изделия выставлялись здесь на продажу.
На этой панели в золотом обрамлении изображен Иисус, которого Иосиф Аримофейский снимает с креста; он передаёт тело Спасителя Марии, апостол Иоанн Богослов наблюет за происходящим.