Под влиянием непредсказуемой реки
«Среди окружающего убожества мутные воды Сенны – единственный луч сияющего света. Единственный способ очисть воды Сенны – это изменить ее течение, направив в обход Брюсселя, города, в котором река служит в качестве отхожего места»,
Шарль Бодлер
С давних времен Сенна, которая берет свое начало по соседству с рекой Суаньи, играла важную роль в развитии Брюсселя и квартала Сент-Жери, в частности. Ее мутные глубокие воды служили природной защитой для первых людей, проживающих на данной территории и их навигационных путей, простирающихся по всей длине Сенны вплоть до рек Шельда и Ропел, которые (навигационные пути) в дальнейшем поспособствовали развитию торговли, дав Брюсселю выход к Северному морю. Также была построена пристань, которая располагалась в месте, где Сенна прекращала быть судоходной.
Римский торговый путь, соединяющий Брюгге и Кельн, по отношению к Брюсселю, также очевидно поспособствовал первоначальному развитию центрального городского района.
К 1200-му году полностью сформировавшийся город, продолжал развиваться, и был защищен крепким каменным крепостным валом, который помимо оборонительных целей, использовался в качестве символа силы, единства и процветания. Эта стена, сооруженная, согласно последним исследованиям в XII-XIII вв., окружала остров Сент-Жери с западной стороны, пересекая один из притоков Сенны укрепленным мостов в месте, где сегодня соединяются улицы Сент-Кристофер, Плетинк и фон Артевельде.
Фрагменты стены до сих пор присутствуют в архитектуре некоторых зданиях на улице ван Артевельде и соседней с ней улице Шартре. Имея протяженность примерно в 4 км, данная стена окружала не только остров Сент-Жери, но и нижний город, бурлящий торговый и ремесленнический центр, более аристократический верхний город с его замками, расположенными рядом с Коуденбергом и собором Святого Михаила, построенного на прилегающем холме. Расположение этих разных городских кварталов с их извилистыми улицами оставляло заметные следы сельской жизни. В основном дома были деревянными, в каменных домах жили самые богатые представители городского населения.
Говоря об уже упомянутых нами крепости и церкви, которую более детально будем рассматривать далее, стоит отметить, что понадобилось несколько веков, чтобы на смену дереву в строительстве пришел кирпич, что гораздо снизило риск возникновения пожаров.
В любом случае, функционирование большого количества ремесленнических цехов было организовано по соседству с Сенной, воды которой заставляли работать местные мельницы и снабжали местные красильни, дубильни, белильные цеха, пивоварни, отходы от деятельности которых, также сбрасывались обратно в реку.
Обычным делом были разрушительные наводнения. После одного такого опустошительного наводнения в XVII-ом веке в нижнем городе, брюссельские инженеры решили найти решение данной проблемы вне стен города. Для того, чтобы защитить улицы и дома от подтопления во время ливней в сезон дождей, было решено заблокировать два входа реки в город таким образов, чтобы бурлящие потоки воды были направлены в обход города, с наружной стороны крепостного вала.
В 1643-ом году воды в Сенне поднялись еще на шесть футов и снова затопили улицы города. Спустя два столетия и большое количество разрушительных наводнений было предложено очередное решение проблемы: прорыть тоннели под новыми бульварами по ходу течения реки.
Стоит отметить, что в XIX-ом веке кроме постоянного риска подтоплений в городе появилась еще одна проблема: Сенна в некоторой степени превратилась в открытую сточную канаву, источник различных инфекционных заболеваний, влекущих за собой масштабные эпидемии. Сенна превратилась в свалку не только из-за деятельности цехов, которые находились на ее берегах, но и из-за самих местных жителей, также сбрасывающих домашний мусор в воду.
С течение времени ситуация приняла угрожающие масштабы, именно поэтому было организовано несколько исследований с целью найти подходящее решение в сложившейся ситуации. Существует два противоположных мнения. Согласно одному из них, Сенна была очищена от мусора и отходов.
Согласно другому утверждению, данная цель не была достигнута полностью, ссылаясь только на примененную систему кульвертов.
Прошло не мало времени, прежде чем в 1865-ом году городские жители и мэр Брюсселя, придерживающийся либеральных взглядов, приняли план, разработанный и предложенный архитектором Леоном Суи, согласно которому необходимо было построить два коллектора для речного мусора и пустить Сенну в канал.
Фото 360º вы можете им управлять, приближать и удалять детали
Post from RICOH THETA. - Spherical Image - RICOH THETA
Большие перемены
«Исполнение планов по очистке Сенны сократило городской бюджет на несколько лет вперед»
Дж. Анспах
В ходе программы по очищению Сенны с помощью тоннелей, широкие улицы города, «обсаженные» с двух сторон арендованным жильем, были предназначены для украшения центра города в духе плана Османа по модернизации Парижа и привлечения в этот район более богатых горожан. Но все произошло с точностью да наоборот: стоимость проживания в центре города повысилась, и небольшие предприятия и местные жители, проживающие вблизи реки, вынуждены были поменять свое место жительства, перебравшись в другие рабочие кварталы, где условия жизни были еще хуже, уже некогда существовавших. При отсутствии какой-либо единой систематизированной политики застройки города, нового жилья для рабочего класса катастрофически не хватало, что повлекло за собой всплеск в сфере арендной недвижимости и предполагаемый рост арендной платы за нее. Например, комната в нижней части города, которая раньше могла обойтись семье в шесть франков, сейчас, после окончания работ по очистке вод Сенны, могла составлять двенадцать, а то и пятнадцать франков.
Тем не менее, согласно отчету представителей местных органов власти от марта 1866-го года, «новые дома будут построены для всех тех, кто вынужден был переселиться, ввиду лишения прав собственности.»
Два года спустя, британская компания, которой было поручено возобновить развитие нижнего города, дала отчет о том, что было начато строительство десяти домов для рабочих.
Очень скоро самые дальновидные жители города стали высказывать опасения, вызванные такой нехваткой жилья. Так и есть, и уже в 1866-ом году представители местной власти запрещали предприимчивым домовладельцам сдавать жилье рабочим и им семьям за баснословные деньги, без предоставления соответствующих условий проживания.
Освободив город от «лабиринтов» аллей, тупиковых улиц, перекрестков, затрудняющих движение транспорта и перемещение товаров, а также торговлю, так называемые «сводчатые перекрытия» Сенны без сомнений изменили общий вид центра города и, в частности, самого важного квартала в городе – Сент-Жери.
Сохранившиеся фотографии, сделанные во время операций по очистке, дают нам некоторое представление о тех изменениях, которые произошли, особенно в части города, в которой впоследствии была построена городская Биржа. Мосты, которые раньше соединяли берега Сенны были разрушены; тупиковые улицы Ла Флече, Ла Тете де Пок, Боргвал, так же как и старая улица Сент-Жери, соединяющая площадь Сент-Жери с улицей Миделли исчезли. Другие улицы были расширены и выпрямлены. Также уже упомянутая улица Миделли, проложенная в 1835-ом году в качестве главной, между Марче ау Берри и набережной де Пойзанье, была заметно расширена и удлинена, что позволило ей дойти до площади Ноуве Марче ау Грайн, где сегодня находятся улицы Ортс и Антониа Дансарта.
Появились новые улицы: улица ван Артевельде (1847 год), проложенная в старом русле реки Сенна, улица Плетинк и улица Прат, которая ведет к городской Бирже, а также бульвар Анспах.
В процессе, большинство старых зданий было разрушено, уступив место современной арендуемой недвижимости. На площади Сент-Жери сохранилось только одно старинное здание, которое было построено в до индустриальный период – Лайон д`Ар Инн.
В 1881-ом году развитие внутреннего рынка посреди площади стало кульминацией этого периода радикальных изменений.
Теперь только благодаря фото и рисункам, сделанным в 1870-ом году, мы можем иметь представление о том, как выглядел город раньше.