Церковь Святого Николая в Генте часть II

Sint-Niklaaskerk – Gent

В 1225 году было подготовлено место для новой строительной компании. К тому времени финансовые средства, и архитектурные возможности прихода изменились, старый план был забыт, и приход запустил новый более масштабный проект. Единственное, что органично вписалось в старый декор здания – это церковный неф, который был удлинен и немного изменён в некоторых деталях. В трансепте и помещении хора сделали более высокие потолки и фасады, но основные изменения произошли в нефе. Трибуны убрали, что позволило поднять аркады и теперь оптимальное количество света могло проникать в неф. Он изначально был сводчатым, а после того как сделали нервюры, поддерживающие перекрёстные рёбра, во внутренней стене появился сильный архитектурный ритм. Нервюры пролегали над капителями больших колонн, искусно декорированных куполами. Консоль вместе с этими куполами образовывали ниши для установки статуй святых.
Капители, консоли и колонны изготовлены по-разному, что напоминает о чередовании опор в церквях, построенных в те времена. Уменьшенная форма апсиды отображает влияние цистерцианской архитектуры  и напоминает собой некоторые раннеготические соборы, что выделяется из ряда домов, построенных по местным традициям.

Декор как часть мировоззрения

Декор того времени значительно отличался от нынешнего. В средние века мир воспринимали через призму религиозности, именно поэтому колоны, стены и своды обрабатывали таким образом, чтобы не было видно из какого материала они сделаны. Дневной свет превращался в священный полумрак благодаря цветным витражным окнам, с изображениями религиозных сцен.

Трансцендентный характер нового молитвенного дома хорошо отражён в башне, которая своей контрастирующей высотой подчеркивает мощь крестообразного трансепта и символизирует связь мира земного с небесами. Для религиозного человека  жизнь не просто прогулка без смысла, а долгий путь поисков света в нашем мире и пути наверх.

Над сводом башни была построена комната с колоколом, где располагалась городская стража, это помещение служило городской колокольней Гента до того, как была построена башня Белфорт.

Колокольня церкви св. Николая первоначально имела крутой шпиль на вершине. Этот шпиль символизировал свободу личности и устремленность к благодати.

Естественно, работой занимались простые люди из плоти и крови, но в средневековье символы имели огромное значение и даже неграмотные люди моглит интерпретировать их смыл.

Шельдская готика и французские влияния

Композиция трансепта и центральной башни отличается своей неповторимой красотой. Благодаря системе двойных стен, окна с двумя и тремя створками расположены не как обычно с одной стороны, а внутри и снаружи, таким образом, создавая систему внутренних и внешних проходов и тем самым создавая игру теней.

Каждый из фасадов заканчивается башней, которые объединяют последовательные уровни, и подчёркивает стремление архитектуры здания вверх. Церковь св. Николая несомненно представляет собой один из выдающихся образцов стиля «Шельдская готика».

Скульптурные детали здания подчёркивают лёгкость и чистоту дизайна.

Аркбутаны основного хорового помещения не типичны для этого региона, и показывают, что уже в то время готическая архитектура Франции была здесь полностью освоена.

Переход от плоского нефа, разделенного четырьмя уровнями, к сводчатому динамично поднимающемуся ввысь нефу являются работой мастера с севера Франции, который, возможно был назначен прелатом аббатства св. Петра, к которому относился приход св. Николая. Строительные работы были завершены в 1270 году.

Изменения в нижней части церкви

С течением времени невольно возникал вопрос к церковным надзирателям, сказочно богатым прихожанам и городским гильдиям, так как плоский потолок нижнего храма с его низкой аркой и старомодной трибуной выглядит непроработанным по сравнению с архитектурой трансепта и хора церкви.

Нижний храм устарел и с эстетической точки зрения, потому что качественные и сенсорные характеристики, такие как свет и цвет сегодня предпочтительнее, чем количественная гармония сооружений и их пропорций. Основываясь на эффекте точно пропорциональных отверстий в сплошной стене и на архитектуре баланса, проектировщики сделали старый неф с четырьмя уровнями секций и регистров, которые налагались один на другой. Пресвитерия в свою очередь занимала много места в высоту без фрагментации на отдельные уровни, для того чтобы создать ощущение пустоты, из-за чего образовалось открытое пространство и окно, которое выходило на город и захватывало кусок неба.

Во время последнего этапа восстановительных работ в 1270 году, точно пропорциональная нижняя часть церкви была убрана, и нижний храм разделили на секции под стиль поздней готики.

Трибуны и арки, опирающиеся на колонны, были снесены и заменены на высокие столбы для соединения центрального нефа. Также были убраны стены проходов, чтобы освободить место для часовни между опорами. Их сделали небольшими для того, чтобы сравнять с концами контрфорсов. Получилось довольно монотонно. Строитель пытался привнести ритм в структуру, добавив декоративные фронтоны над окнами и подняв высокие опорные столбы, таким образом, что они стали похожи на башенки. Такое решение он видел в церкви св. Доминика в Генте, построенной между 1240 и 1300 годами (снесёна в 1860 году). В этой церкви пролёт между колоннами занимал пространство в полную высоту, из-за чего казался более узким.

Проходы в церкви св. Николая были сконструированы не так пропорционально, и из-за массивных очертаний церкви фрамужные окна были практически не видны.

Однако в западной части попытка, создать гармонию в архитектуре здания, была более удачной. Огромные окна с остроконечными арками в стенах проходов и глухие стены часовен создавали собой единое целое. Люди и в средневековье понимали, что новое продольное крыло не имеет правильных пропорций. Когда южная часовня была заменена на главный вход, громоздкие башни и глубокие ниши придали ажурным окнам более изящный вид.

Главный южный вход представляет собой прекрасный пример религиозной архитектуры XIV века, во времена когда кладбище было обнесено стеной, а для того чтобы отнести усопшего на место последнего успокоения необходимо было пронести его через специальные двери.

Новая дверь была названа «paradisum» (рай), так как во время похоронной церемонии пели песню «In paradisum deducant te Angeli» (ангелы приведут вас в рай). Дверь была действительно украшена в соответствии со своим именем – «по-райски».

Тимпан нефа был декорирован рельефами, которые привезли сюда из бывшей церкви святого Веерле. Это место для молитв было разрушено во время религиозных войн в XVI веке.

Капитул перенесли из разрушенной церкви в церковь св. Николая.

В 1585 году, где также отреставрировали рельефы. На них изображено освобождение от первородного греха, благодаря страданиям и смерти Сына Божия.

Продолжение