Гент Церковь Святого Николая часть V
Sint-Niklaaskerk – Gent
Неф (1988)
При восстановлении нефа были учтены те же рекомендации, что и при восстановлении хора, то есть полное восстановление оригинального храма, что требует соответствующего отношения и, хотя в настоящее время приветствуется восстановление оригинального вида, в силу обстоятельств приходится продолжать работу, начатую в шестидесятые годы.
Низкий уровень расположения пола позволил восстановить окна из камня Турне до их первоначального вида как снаружи, так и изнутри. Такие изменения не создали никаких проблем со стороны улицы Cataloniestraat, где расположено южное крыло. Однако проблема возникла с северной стороны, так как там, со стороны Klein Turkije находятся дома, опорой которых были кирпичная кладка церкви XVII века. Эти дома являются частью ценной городской застройки и должны быть сохранены. Они были построены во времена, когда церковь ещё была в частном владении.
Фото 360º вы можете им управлять, приближать и удалять детали
Гент церковь Святого Николая - Spherical Image - RICOH THETA
Окружение и экстерьер
Широкая дорога, соединяющая Южную станцию (the South station) и центр города (1882-1888 гг.) спроектированная по плану инженера Эдуарда Золликофера (Edouard Zollikofer) и архитектора Эдмонд де Вигнь (Edmond De Vigne). В результате дома, которые мешали постройке были снесены. Под руководством премьер-министра Поль де Смета де Найера (Paul de Smet de Naeyer) – уроженца Гента – был построен мост в конце этой улицы: монументальный арочный мост через реку Лис (Lys). С этого моста, названного мостом святого Михаила, открывается великолепный вид на три башни города Гента. Городские архитекторы не могли предположить, что башни будут одиноко выделяться на фоне оживленного дорожного движения. Однако благодаря новой планировки площадей в центре города, башни будут занимать центральное место близ пешеходных зон.
Домики улочки “Маленькая Турция” расположены выше, чем новые окна храма, поэтому крышу перестроили таким образом, чтобы в здание проникало достаточно света с северной стороны церкви.
Убрали штукатурку, которая служила своего рода камуфляжем в течение почти двух с половиной веков, который маскировал следы разрушения стены. Витражи трифориума были замурованы, чтобы спрятать неустойчивость здания и замаскировать трещины и архитектурные увечья. Также это было самое оптимальное решение во время контрреформации во Фландрии. Новые модные течения в архитектуре были продиктованы стилем барокко, так необходимо было изменить вид церкви в соответствии со стилем, и при этом затратить минимальное количество средств. Снаружи церковь св. Николая была изменена с помощью добавления двух входных дверей – ранее снесённых – и западного крыла.
Вход западного крыла представлял собой проблему для реставраторов. Археологические исследования показали, что полурельефы оригинального готического входа по-прежнему замурованы в крыльцо в стиле барокко. Однако провести восстановительные работы в этом месте всё-таки было бы возможно, так как следы фундамента и основы очень хорошо видны. Тем не менее, было принято решение сохранить старую входную дверь. А реставрированный рельеф будет выставлен вместе с другими многочисленными предметами, найденными в стенах храма.
План реставрации
По финансовым причинам план по восстановлению церкви был разделён на шесть этапов. Иначе средств, выделенных на реставрацию, не было бы достаточно, так как по подсчётам бюджет на восстановление на много превышал доступные на на тот момент средства. На первом этапе были восстановлены несущие конструкции крыши и крыша нефа. Второй и третий этап – восстановление фрамуг и трифориумов южного и северного крыла. Южный и северный проходы были обновлены во время четвертого и пятого этапа. А на шестом этапе будет восстановлен западный вход, хоровое помещение и интерьер церкви.
Согласно плану восстановительных работ, первоначальную кирпичную кладку нижней части церкви будут пытаться сохранить как можно дольше. Однако это противоречит всем правилам архитектуры, так как с известняком из Турне часто возникают проблемы, связанные с его слоистой структурой. Не смотря на то, что камень в натуральную величину достигает не более 80 см, средневековые строители использовали этот материал для построения длинных частей церкви, таких как колонны. И они, не колеблясь, ставили камень на камень, даже в местах, где были трещины. Из-за этого и возникли проблемы, ведь камень со временем начал разрушаться и расслаиваться. Для восстановления необходимо установить сложную конструкцию с диагональными связями между балками перекрытия.
К счастью, в настоящее время существуют альтернативные методы пиления камня, которые позволяют заменить камень не целиком, а по частям, благодаря чему будет возможно сохранить камни, на которых остались следы рельефов и картин. Потрескавшиеся стержни колонн были подклеены, для того чтобы поддерживать валы высоких колонн. Все бутоны колонн и их поперечное сечение пояса и консоли покрыли штукатуркой в стиле барокко. Реконструкция этих частей церкви требует особого внимания, так как они представляют собой настоящую историческую ценность.
Раствор, созданный специально для восстановления здания, был составлен из специальных гранул. После обработки таким раствором практически незаметна разница между оригинальным камнем и новым. Для укрепления кирпичных сводов был использован интрузивный цемент. Особое внимание получили рёбра сводов, сделанные из туфа, так как они очень лёгкие. Такие элементы поперечного сечения крыши не входили в первоначальную структуру крыши, так как потолок в то время был сделан из дерева. Для реконструкции хранилища были использованы новые камни, однако они выглядят, как оригинальные.
В результате того, что неф был оштукатурен, облицовочные камни были испорчены. Возникает вопрос, стоит ли восстанавливать часть историко-архитектурных деталей, либо же оставить в первозданном виде. В любом случае, суть концепции реставрационных работ в том, чтобы сохранить здание церкви по возможности нетронутым. В то же самое время необходимо принять во внимание особенности камня из Турне и проблемы, связанные с устойчивостью здания.
Реконструкция интерьера
«Надеюсь, строгость в интерьере останется не тронутой»
«не убирайте роскошь аскетизма»
«…но зачем трогать второй алтарь…»
«Необходима только простота»
«Очень жаль, что алтарь сделали в стиле барокко, это было уже слишком. Было бы лучше без него»
«Лучше не переусердствовать с декором в стиле барокко»
Эти комментарии являются малой частью той реакции, которая была у посетителей церкви, когда они видели обновлённое помещение хора.
Эти записи полностью отражают всю ситуацию. Это очевидно, что людей интересует не пышность интерьера, не красивая штукатурка, краска и декор на стенах, не многообразие мебели, а первозданный камень, который сохранился с 13 века. Именно простота и строгость в интерьере отличает эту церковь от обычных городских церквей. Раньше такого не было. Посетители, которые скептично относились к восстановительным работам – хоть они и составляли меньшинство – чувствовали нереальную атмосферу в хоровом помещении:
«По прошествии 30-ти лет реставрационных работ, финансируемых средствами сообщества, создаётся впечатление, что всё было вынесено из здания; наверное, теперь вся мебель стоит на Небесах?»
Однако здесь есть свои положительные и отрицательные стороны.