Гент Церковь Святого Николая часть VI

Sint-Niklaaskerk – Gent

Интерьер до начала реставрации

В конце XVI века возникли проблемы с устойчивостью сводов, вместе с тем необходимо было провести обновление некоторых частей церкви после иконоборческого восстания. Тогда боковые башни стали шире квадратных столбов, что уже было не пропорционально.

Церковь начала распадаться на отдельные части в буквальном смысле слова. Под руководством отца Роджера Ноттингема (Roger Nottingham, 1656-1691 гг.) здание обновили с внешней стороны.

Новый западный вход в стиле барокко придал зданию церкви более современный на тот момент вид, что в свою очередь отражало влияние нового веяния со стороны католической церкви. По всей стране начали появляться прекрасные барочные церкви, и в соответствии с этим власти городов требовали обновить интерьер старых церквей. Перекрёстный свод ребра по середине башни был сконструирован для того, чтобы предотвратить от разрушения окна и стены во время штормов. Также был построен впечатляющий главный алтарь, красивые барочные алтари были пристроены к часовням – эти работы были оплачены местным купцом. Фрамуги в хоровом помещении замуровали на две трети, а те, что находились в нефе, закрыли полностью. Архитектура церкви стала объёмистой, элегантность средневековой структуры была утеряна.

Реставрация и споры

Уровень реки Лис поднялся, и город окружили насыпью, церковь св. Николая также необходимо было спасать. Щебень, оставшийся от разрушенных частей, использовали для того чтобы поднять уровень пола (1662 год).

Очевидно, что, когда археологи ломали пол, они нашли ценные экспонаты, спрятанные внутри, и не устояли от соблазна начать копать дальше до уровня, где находился бывший готический пол. Для того, чтобы докопаться до  археологического материала древних времён, пришлось сместить расширенные основы для смежных колонн. Однако, было найдено много предметов, представляющих собой историческую ценность, включая части кирпичных стен с полихромными изображениями.

Энтузиазм по поводу изменения средневекового пола был настолько велик, что было решено продолжить работы в нефе. Руководство Комиссии по охране исторических памятников и ландшафтов также поддержало эту идею. В начале 20 столетия была назначена встреча, в ходе которой планировалось обсудить этот вопрос. Уже в первых числах мая 1907 года председатель Королевской комиссии утвердил план, согласно которому уровень пола должны были опустить на 130 см, а в помещении нефа – на 85 см. Таким образом, разница уровней пола в нефе и в хоровом помещении, которая была 0,50 мм со времён XVII века, была устранена. План был составлен архитектором Geirnaert, но его раскритиковали губернский архитектор и член Королевской комиссии от Восточной Фландрии, Валентин Ваервик (Valentin Vaerwyck). Он склонялся к концепции наибольшего сохранения первозданного вида как в декоре интерьера и мебели, так и дизайна западного входа. «Я бы признал восстановление в первоначальный вид одной стороны часовни северного коридора и части нефа, чтобы иметь хоть какое представление о внутренней архитектуре церкви» – настоятельно порекомендовал он. Так начались бесконечные обсуждения и споры между городскими и государственными представителями ведомств Королевской комиссии, которые никоим образом не помогли разваливающемуся зданию церкви.

Фото 360º вы можете им управлять, приближать и удалять детали

Гент церковь Святого Николая - Spherical Image - RICOH THETA

Конфликт взглядов и стилей

В конечном счете, было решено реставрировать здание церкви согласно археологическому подходу, то есть восстановить средневековый вид здания XIV века, а барочный декор церкви полностью убрать.

Нынешние посетители в основном согласны с таким видением реставрации, хотя есть и исключения.

Разве эти грубые камни не напоминают нам о первых молитвенных домах, о простоте, свойственной средневековью? Разве отказ от барочных украшений не показывает прогрессивные изменения со времён последнего Ватиканского Собора? Разве это не показывает, что народ стремится к более жёсткой экономии, в отличие от бывшего хвастовства времён барокко?

Всё же есть кое-какие отрицательные моменты. Хотя обновлённое хоровое помещение никогда не выглядело так, как сейчас, всё равно такой интерьер цепляет тем, что он уникален. Контраст спокойствия этих молитвенных домов и шумной рыночной площадью Korenmarkt. Как только дверь храма закрывается, и вы оказываетесь внутри, шум и суета города остаются в другой реальности.

Но что за двойственность! Столкновение строгости готики с барочными алтарями, картинами, кафедрами и канделябрами, которые когда-то воплотили собой католическое возрождение, теперь ждут своего обновления. Но обновлённые, они не очень вписываются в интерьер. Отполированные мраморные панели и эпитафии, барочные алтари и элегантно оформленные регистры теперь не подходят к грубому облицовочному камню, и смотрятся на порядок ниже, чем раньше.

Чётко продуманные пропорции и световые эффекты утеряны. Сделанные под заказ перегородки и сиденья не соответствуют широкой основе колонн.

Мало что осталось от высоко почитаемой компоновки пластических искусств, где архитектура, живопись, декор и интерьер неразрывно связаны друг с другом и плавно переходят из одного в другое. Но боковые часовни будут переделаны в барочном стиле, что будет своего рода компромиссом. В хоровом помещении умело обновили стены, и никто даже и не подумал о том, чтобы разрушить их и сделать новые, ведь это было бы пустой тратой денег сообщества.

Полихромная отделка стен

Камень, из которого сделаны стены церкви, не имел натурального вида на протяжении восьми веков. Стены и своды были покрыты цветным известняком в период от реставрации нефа  до отделки хора.

Краску наносили с помощью грубой щётки, из-за чего появлялось многообразие цветов. Своды были оранжево-розовые, жёлтые, цвета охры или белые. Независимо от вида камня первый слой всегда был белый или красный. Украшением служили зигзагообразные линии белого и ярко-красного цветов и золотые и синие полосы. В какой-то момент коричнево-красные и ярко-красные столбы стояли на черной основе в 230 см.  Известь и краска использовались для того, чтобы замаскировать грубую и мрачную планировку облицовочного камня. Благодаря тому, что стены были покрыты известняком, на стены храма можно было наносить цветные изображения. Они придавали некую индивидуальность церкви , а также служили своего рода книгой для людей средневековья, которые не умели читать, но хорошо интерпретировали символические изображения. Также на стенах храма можно найти множество следов, которые подтверждают, что церковь была раскрашена неравномерно, и здесь можно найти различные виды декора.

Покойный профессор Фирмин Де Шмидт  (Firmin De Smidt) и современная исследовательская команда профессионалов (Art Studio G. Thienpont, при помощи эксперта по истории искусства G.J. Bral) выявили ряд данных, касающийся оригинальной покраски стен здания. Основой для реставрационной политики послужили современные выборочные проверки (все отделочные покрытия подвергались стратиграфической обработке), пункции (такой способ исследования использовался при обработке самых старых отделочных покрытий), исторические данные и химические исследования. Не следует воспринимать эти яркие цвета в современном свете, так как это не совсем правильно, ведь бывшие витражные окна пропускали более рассеянный свет, из-за чего стены казались не такими яркими.

Продолжение